Культура репродуктивного здоровья — важный аспект благополучия общества. Информированность и компетентность в этой сфере помогают людям принимать осознанные решения, касающиеся репродуктивного здоровья, и формировать позитивную гендерную социализацию. В связи с этим, АНО Социально-психологический центр «Фокус» и МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары» провели исследование с целью изучения уровня профессиональной компетентности сотрудников образовательных организаций г. Чебоксары в теме воспитания культуры репродуктивного здоровья.
Методы:
В исследовании, проведенном в январе-феврале 2024 года, приняли участие 293 специалиста из дошкольных и общеобразовательных учреждений г. Чебоксары. Респондентам предлагалось методом самоанализа оце нить свой уровень профессиональной компетентности в разнообразных ситуациях по 10-балльной шкале. Оценка проводилась по следующим направлениям:
- Общая компетентность в информационном просвещении по теме культуры репродуктивного здоровья: способность прочесть лекцию/провести семинар для коллег, родителей, выступить в СМИ, написать статью в Интернет.
- Публичность: компетентность выступления в СМИ, проведения прямых эфиров в социальных сетях по теме культуры репродуктивного здоровья.
- Уровень владения интерактивными методами: способность представлять информацию в различных формах и применять их на практике.
Результаты:
- В исследовании приняли участие специалисты со стажем профессиональной деятельности более 10 лет.
- Более 60% специалистов готовы участвовать в методических встречах для развития навыков владения интерактивными методами и улучшения качества представления информации о репродуктивном здоровье.
- Более 60% специалистов готовы использовать в своей работе материалы интернет-площадок.
- Выявлен низкий уровень мотивации специалистов к участию в научно-исследовательских конференциях (в среднем 34%).
- Общий уровень информационной и коммуникативной компетентности специалистов образовательных учреждений (согласно самоанализу) – в районе средних значений и ниже средних значений (4–5 баллов). Особенно низким он является у педагогов-психологов и методистов детских садов.
- Наиболее компетентными в вопросах воспитания культуры репродуктивного зд оровья являются советники по воспитанию школ и заместители директора детских садов (более 8 баллов из 10).
- Уровень владения интерактивными навыками подачи материала наименее развит у педагогов-психологов (3,8/3,7 баллов из 10), наибольший – у советника по воспитанию в школах (7,25 баллов) и замдиректора в детских садах (6,5 баллов).
- Уровень публичных выступлений наименее развит у педагогов-психологов школ и методистов детских садов (2,98/3,13 баллов из 10).
Выводы и предложения:
- Необходимо продолжить исследования профессиональной компетентности спец иалистов образовательных учреждений в теме сохранения репродуктивного здо ровья населения Чувашии.
- Создать программу повышения квалификации по направлению «Информационная и коммуникативная компетентность в вопросах воспитания культуры репродуктивного здоровья» на базе института усовершенствования педагогических работников Чувашии (ЧРИО).
- Провести дополнительные исследования среди родителей воспитанников детских садов и подростков школ г. Чебоксары.
- Привлечь внимание общественности к проблеме культуры репродуктивного здоровья, публикуя результаты исследований в СМИ и выступая на интернет- площадках.
- Способствовать развитию информационного портала по теме воспитания культуры репродуктивного здоровья среди населения Чувашии.
Заключение:
Исследование показало, что уровень компетентности специалистов образовательных у чреждений г. Чебоксары в вопросах воспитания культуры репродуктивного здоровья н уждается в повышении. Необходимы дальнейшие исследования, разработка программ обучения и просвещения, а также привлечение внимания общественности к этой важной теме.